Актуальность. Технический прогресс и стремительное развитие промышленности за последние годы способствовало значительному росту энергетической насыщенности производства. Постоянное усложнение технологических процессов, вовлечение в технологический процесс огромного количества различного оборудования и технических устройств сопровождается ростом риска аварий. При этом аварии стали настолько масштабными, что их стали называть техногенными катастрофами.
Необходимость предупреждать и предотвращать такие события вызвало к жизни целое направление человеческой деятельности – промышленную безопасность. Усложнение технологий в XIX и XX столетиях привело к невозможности предусмотреть все опасные аспекты производства, их взаимное воздействие и поведение человека в критической ситуации. За последние 20 лет наблюдается стремительное развитие системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности.
На сегодняшний день доступно большое количество систем менеджмента профессионального здоровья и безопасности, однако всѐ ещѐ недостаточно информации об эффективности данных систем в отношении здоровья и безопасности сотрудников и соответствующих экономических результатов. Прогноз МЧС РФ показывает, что на территории России в ближайшем будущем будет происходить значительное количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера: пожары и взрывы на нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях, выбросы АХОВ, аварии на коммунальных и энергетических сетях, обрушения зданий и сооружений, прорывы плотин водохранилищ.
Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности представляют собой интегрированный набор организационных элементов, 5 участвующих в непрерывном цикле планирования, внедрения, оценки и постоянного улучшения, направленных на снижение профессиональных рисков на рабочем месте.
К таким элементам относятся политика, цели и задачи организации, связанные с ОТТ, структуры и методы принятия решений, технические ресурсы, структуры и практики подотчѐтности, методы коммуникации, методы идентификации опасностей, методы обучения, меры контроля опасностей, качество практики обеспечения уверенности, практики оценки и практики организационного обучения и т.д.